Постоянно приучая ребенка к определенным действиям, легко выработать у него ряд культурно- гигиенических навыков. В первую очередь необходимо воспитать у ребенка потребность в чистоте.
Часто матери жалуются, что ребенок не дает себя купать, умывать. Происходит это из-за применения неправильных приемов: надо, чтобы все процедуры — купание, умывание доставляли ребенку приятные ощущения. Если ребенку попадает в глаза мыло или при обливании его сильной струей воды он захлебывается, если вода холодна или излишне тепла, один вид ванны может вызвать у него раздражение, плач. Умывание следует проводить умело. Надо засучить ребенку рукава, удобно держать его, умывать водой комнатной температуры. С 2 лет надо предоставлять ребенку возможность самому умываться, учить его мыть руки с мылом, указывая, где надо получше потереть
Ребенок должен есть, только сидя за столом, на месте, специально ему отведенном. У малыша должен быть нагрудник, чтобы не пачкать платье, а к 3 годам — чистая салфетка. Очень важно привить детям навык опрятного приема пищи; знакомства маленького человечка с общепринятыми нормами поведения за столом: держать ложку в правой руке, пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, не выходить из-за стола, не закончив прием пищи. Ребенок не должен брать в рот пищу, упавшую на пол; поев, он должен вытереть рот салфеткой; встав из-за стола, сказать «спасибо».
С полутора лет дети могут частично одеваться и раздеваться: сначала снимать с себя обувь, носки, шапочку. К двум с половиной годам ребенок учится снимать платье, надевать штанишки, колготки, а к трем годам полностью одеваться и раздеваться. Вначале ребенок одевается медленно и не всегда правильно: то носок наденет наизнанку, то ботинок ни на ту ногу .От взрослых требуется терпение! Порой легче одеть ребенка, чем наблюдать его неумелые действия. Но выдержка и здесь необходима, иначе у малыша укоренится привычка ждать помощи от взрослых.
С раннего возраста надо приучать детей к поддержанию порядка в комнате. На втором году жизни они уже хорошо запоминают расположение предметов и у них появляется потребность видеть все на привычном месте. Приучать ребенка пользоваться горшком надо уже с 6—7 месяцев. Сажать ребенка на горшок следует постоянно перед сном, после сна и в определенные часы бодрствования. При таком порядке у ребенка скоро вырабатывается соответствующая привычка, и он сам будет напоминать о своих потребностях старшим.
Жизнь детей раннего возраста – игра. Интереснее она проходит в сопровождении образного слова: стихотворения, потешки.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
|
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять,
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать. |
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна! |
***
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки. |
***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
"Чем нам Машеньку
кормить?"
Один скажет: "кашкою",
Другой - "простоквашкою",
Третий скажет -
"молочком,
И румяным пирожком".