|
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
|
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Цель наставничества:
Создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно – образовательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,
- совместное планирование работы с молодым педагогом.
Нормативно-правовая база
Федеральный уровень
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Уровень образовательной организации
Система наставничества в детском саду
«Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в нашем детском саду. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге. Основными направлениями работы мы считаем:
-
привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в детском саду;
-
ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
-
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
-
Добровольность и целеустремленность работы наставника.
-
Контакт наставника и наставляемого.
-
Личный пример наставника.
-
Доброжелательность и взаимное уважение.
-
Уважительное отношение к мнению наставляемого.
-
Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление наставляемого.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы: обучение на рабочем месте; участие в работе методических объединений; самообразование; прохождение курсов повышения квалификации; показ открытых занятий коллег; решение и анализ педагогических ситуаций; обучение составлению подробных планов, конспектов занятий и т.д.
Куратором реализации программ наставничества в нашем детском саду является Лысяная Ольга Викторовна – инструктор по физической культуре. В настоящее время разработана и реализуется 1 персонифицированная программа наставничества, включающая в себя перспективный план работы наставника и индивидуальный образовательный маршрут наставляемого, под руководством воспитателя Новиковой Татьяны Владимировны.
Пул наставников
|
Новикова Татьяна Владимировна, воспитатель
Первая квалификационная категория
Общий педагогический стаж 19 лет.
Имеет положительный опыт в реализации образовательных программ дошкольного образования.
Имеет положительный опыт наставничества.
В период своей работы в дошкольном учреждении зарекомендовала себя как методически грамотный, профессионально творческий педагог, добросовестно и ответственно относящийся к своей работе.
В 2021 году награждена Почетной грамотой Департамента образования Ярославской области.
Неоднократно представляла свой опыт работы на муниципальном уровне, является участником конкурсов различного уровня
Страница Татьяны Владимировны
|
|
|
Методические материалы
Полезные ссылки
Презентация опыта
Новости
В настоящее время в ходе реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников организованы мероприятия: педагогический совет «Наставничество в детском саду: профессионально-личностное развитие молодых педагогов», выставка детских рисунков «Мой любимый воспитатель», взаимопосещение занятий педагогами и т.д. Также положительным промежуточным результатом реализации системы наставничества является выступление молодого педагога Плаксиной Светланы Сергеевны на муниципальном уровне и представление опыта работы по теме «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста через развивающие игры, инновационные методики и технологии».